недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/Профессионалам

Бизнес-тренинги не работают? Их просто не умеют готовить!

3 556
Бизнес-тренинги не работают? Их просто не умеют готовить!
Бизнес-тренинги часто оказываются неинтересными: слушатели бросают курс на полпути или не применяют полученные навыки на практике, несмотря на серьезные деньги, отданные очередному гуру. Как выбрать тренера и какой тренинг будет эффективным?

avatar

Андрей Останин,EdTech-предприниматель, бизнес-тренер

Бизнес-обучение в тренде: все хотят получать актуальные знания и быстро продвигаться по карьерной лестнице. Но тренинги всем надоели. Почему? Основная причина — низкая эффективность тренингов. Далеко не все тренеры профессиональны. С этим я столкнулся лично, подбирая обучающие программы для себя и своих сотрудников.

Более 20 лет я работаю в бизнесе, занимал топ-должности в крупнейших российских компаниях, таких как «Евросеть», General Satellite, НПФ «Беркут», холдинг RBI, Группа «Эталон», Группа «Самолет». Безусловно, необходимо постоянно поддерживать высокий уровень квалификации персонала.

Как-то я заказал для своей команды серию тренингов у одного известного тренера. Мы прошли первые два курса, а третий тренинг, к моему удивлению, оказался повтором первого этапа обучения! У него закончился репертуар, а отказаться от денег он, видимо, не смог.

Важны также не только знания тренера в предметной отрасли, но и его умение обучать, навыки преподавания для взрослых людей.

На одном из тренингов для топ-менеджеров на мой безобидный вопрос-уточнение тренер ответил довольно эмоционально, даже грубо. Потом выяснилось, что мы попали на дебют этого тренера. У него не было опыта управления группой и работы со сложными участниками.

Сапожник не должен быть без сапог

Моя гипотеза о том, почему бизнес плохо относится к обучению, — слушателей учат не равные им. Тренер оказывается не человеком из бизнеса, а тем, кто много читал, умеет систематизировать информацию и хорошо говорит. Много историй, когда карьера в бизнесе не получилась, и человек решает стать тренером. Или же в обучение идет руководитель, считая, что директорского опыта достаточно, чтобы учить других.

В 2010 году я искал к себе в команду тренера, который обладал бы тремя качествами: долго сам работал в бизнесе, владеет современными технологиями обучения и обладает дипломом авторитетной школы, использует нестандартные, актуальные и работающие технологии обучения. Но не нашел такого. И стал проводить обучение самостоятельно, постепенно оттачивая свои подходы и, наконец, разработав собственную систему тренингов и свои ноу-хау.

У меня было два преимущества. Во-первых, большой опыт работы в бизнесе. Во-вторых — профессиональное дополнительное образование в области обучения взрослых, которое я получил в самых авторитетных учебных заведениях: бизнес-школе «Сколково», Международном Эриксоновском университете коучинга, Академии коучинга компании Ernst & Young. За 10 лет я, совмещая работу на топ-должностях и образовательную деятельность, провел более 10 тыс. часов тренингов и обучил по своей методике более 8 тыс. человек.

Типичные проблемы, из-за которых тренинги не работают:
  1. Узкий, повторяющийся, устаревший материал. Многие слышали еще в начале нулевых ту информацию, которую пытаются продавать на тренингах до сих пор.
  2. Отсутствие знаний и опыта обучения, попытка выехать только на профессиональной экспертизе.
  3. Низкая технологичность обучения. Многие тренеры так и не изменили своим привычкам двадцатилетней давности — пишут на флипчарте, не используя современные мультимедийные инструменты — как минимум слайды и видеофрагменты.
Ошибки заказчика в организации обучения:
  1. Отсутствие у заказчика цели обучения. «Ни один корабль не придет в гавань, если не знает, куда направляется», — говорил Сенека. Отсутствие цели лишает участников понимания, зачем это нужно, и мотивации. Определите, что должно измениться в их действиях в рабочем процессе: в каждых переговорах предлагать встречу и т. д.
  2. Отсутствие измерения результата обучения не покажет общий прогресс в обучении и индивидуальную эффективность участников — это не способствует дополнительной мотивации.
  3. Хаотичность обучения. Порой руководство компаний проводит двухдневный тренинг для персонала и ждет результата, но его не будет. Составляйте комплексную программу обучения на год, состоящую из обучения продажам, переговорам, продукту, развитию кругозора (история архитектуры, технология строительства, деловой этикет и т. д.).
  4. Обучение тех, у кого нет мотивации. Отправляйте на обучение в первую очередь тех, кому это нужно, для кого обучение — возможность начать работать, продвинуться по карьерной лестнице. Вот эти целевые аудитории:
    — новые сотрудники — стажеры отдела продаж;
    — молодые руководители, которые еще вчера были линейными сотрудниками;
    — партнеры (например, сотрудники агентства недвижимости для застройщиков): получив знания о бизнес-процессах и вашем продукте, они будут продвигать на рынке в первую очередь именно его.
  5. Не берите тренера, не проведя с ним тест-драйв — мастер-класс на два часа. После него все станет понятно.

Использование полученных знаний на практике

Разочарований после тренингов все больше. Время потрачено, вроде контент правильный, отучились хорошо, но на практике навыки применяются очень редко. Основная причина — отсутствие послетренинговой системной практики, ведь после обучения слушателями никто не занимался.

Пройдя тренинг, специалисты возвращаются в привычную среду, к авралам, слышат старые требования (начальство не всегда в курсе, что сотрудник прошел обучение и способен работать по-новому).

После очного двухдневного тренинга новые знания и технологии на практике применяют только 2–5% слушателей. Это дискредитирует все затраты (финансовые, временные, физические, эмоциональные, энергетические) на обучение.

Онлайн-обучение

Помогут ли онлайн-тренинги решить задачу с повышением эффективности очного тренинга? С онлайн-форматом своя история. Первые онлайн-курсы появились в середине 2010-х годов. Их реализовывали большие компании на серьезном программном обеспечении. Минусами таких курсов были громоздкость и сложность навигации.

В 2020 году мы столкнулись с кратным увеличением онлайн-курсов на любые темы — это было связано в том числе со скачком развития дистанционного обучения из-за пандемии коронавируса. Но курсы стали менее качественными. К тому же появились «тренеры», не обладающие профессиональными компетенциями и навыками, которые бросились делиться своими «золотыми» знаниями. Ситуация дискредитировала онлайн-обучение.

Итог — снизился процент обучающихся, которые доходят до финала обучения. Цифра прохождения полного курса упала до 20%.

Но у онлайн-обучения масса плюсов: учиться можно в удобное время, из любого места, с компьютера и смартфона, реально обучать большое число сотрудников и количество команд, а также передать процесс обучения автоматическим системам. Как сделать так, чтобы онлайн-курсы заработали?

Поддержка после тренинга

Нужен иной подход. Мы не бросаем своих слушателей после тренинга — это мой принцип. После офлайн-тренинга мы еще три недели курируем их и подталкиваем к применению новых знаний. Такой комбо-тренинг, реализованный на специально созданной онлайн-платформе, — уникальный продукт в России. Его цель — помочь использовать полученные знания на практике через ежедневное применение всего одной новой технологии.

При этом существует система контроля за учащимися из более чем 30 точек, что повышает эффективность обучения на посттренинге. Процент прохождения участниками тренинга до конца у нас составляет порядка 90%.

Во-вторых, мы придумали еще один продукт — «Корпоративная онлайн-школа под ключ за 14 дней». Он избавляет компании от необходимости содержать огромный штат людей, которые обучали бы и натаскивали новых сотрудников по продажам и продукту (такое обучение постоянно ведется в девелоперских компаниях и агентствах недвижимости — для стажеров и представителей партнерских агентств недвижимости). В итоге это экономия для компании и удобный способ контроля работы сотрудников.

Курс для компании каждый раз готовится индивидуально, в него включаются и бизнес-знания, и информация о продукте. Мы создаем курсы по продуктам, продажам, управлению, а также по бизнес-процессам — юридическим, техническим и т. д.

Бизнес как спорт

Есть несколько приемов, которые делают тренинг уникальным и привлекательным для участника от начала до конца.

Всю жизнь я занимаюсь спортом и вижу успешность использования спортивных принципов и в обучении.

Это и разминка (каждый раз разная), своего рода брейнсторминг. Упражнения под нагрузкой — своеобразное обучение в спаррингах. Соревновательный элемент — дуэль. И наконец, геймификация, когда слушатели получают лайки и призы за активность, скорость, качество, смекалку.

Убежден, что визуальные образы помогают обучению. Например, я использую в программах курсов эпизоды из различных фильмов по теме, мы разбираем эти ситуации или смотрим на эти сюжеты как на успешные кейсы.

Тестирование — важный элемент любого тренинга, причем тестов в ходе обучения должно быть довольно много.

Как выбрать бизнес-тренера?

На что обратить внимание, чтобы обучение было эффективным и принесло вам и вашей компании развитие и увеличение дохода? Вот несколько основных советов. 

что надо оценивать, выбирая тренера:
  • Реальный опыт тренера в бизнесе, желательно в вашей отрасли.
  • Тренер должен владеть специализированными знаниями, котируются дипломы таких организаций, как «Институт тренинга АРБ-Про», «Открытый тренерский университет Марка Кукушкина», бизнес-школа «Сколково», Международный Эриксоновский университет коучинга, других длительных (более полугода) программ обучения.
  • Как выглядят рекламные материалы, коммерческое предложение, бейджи, сайт. Качество материалов напрямую связано с качеством контента.
  • Внешний вид тренера. Одни слишком увлечены своим личным брендом и стилем, другие выглядят как непризнанные гении. Ищите средний адекватный вариант.
  • Использует ли тренер современные технологические решения. Правильная структура тренинга, баланс теории и практики, кураторство тренера после завершения обучения, чтобы добиться внедрения новых навыков в работу, — залог успеха.
  • И вы должны верить тренеру. Удачи!

Задать свои вопросы или высказать пожелания по темам для следующих колонок автора вы можете, написав на andrey@ostanin.ru

Комментарии 0
Сейчас обсуждают
редакцияeditorial@cian.ru